Якутский шофер, уйдя на пенсию, стал артистом и запел песни лета

Якутский шофер, уйдя на пенсию, стал артистом и запел песни лета

На кинофестивале в Анапе отменили красную дорожку

В Анапе открылся 31-й Международный кинофестиваль «Киношок», еще недавно называвшийся Открытым фестивалем кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Но времена и ситуация в мире меняются. Нынешний фестиваль посвящен 85-летию образования Краснодарского края. А на местном рынке и в городе только и разговоров, что про мобилизацию и повестки, которые разносили ночью, про военкоматы, где яблоку негде упасть.

Николай Солдтатов (в центре) оказался в центре внимания. Фото: Игорь Шагов

Сложно сказать, где правда, а где выдумки, но разговоры, на фоне которых каким-то чудом открылся фестиваль, самые невероятные. Нас познакомили с водителем автобуса, служившим в горячих точках и теперь получившим повестку. У него трое маленьких детей, младшему из которых – четыре месяца, и жена сильно болеет. В такой ситуации людям, наверное, не до кино и красных дорожек. О последних и речи не шло в сложившихся обстоятельствах. Звездную дорожку отменили, но кинематографисты вышли на летнюю сцену, представили фильм «Страна Саша» Юлии Трофимовой о молодых ребятах, вступающих во взрослую жизнь, когда непонятно, что их ждет. Минутой молчания почтили тех, кто недавно ушел. Список потерь огромный. Завершил его скончавшийся в день открытия фестиваля на 90-ом году жизни кинорежиссер Владимир Краснопольский, снявший вместе со своим троюродным братом Валерием Усковым многосерийные фильмы «Вечный зов», «Две судьбы», «Вольф Мессинг: видевший сквозь время».

Автор десятков сериалов, которые смотрела вся страна, он был чрезвычайно скромным человеком. Зрители знали и любили его фильмы, а спроси у них, кто такие Краснопольский и Усков – не ответят. И снимали они кино до преклонных лет. Теперь Валерий Иванович Усков остался один. Два года назад мы с Владимиром Краснопольским вспоминали Михаила Кокшенова, к тому времени ушедшего из жизни, и Владимир Аркадевич справедливо тогда  сказал: «Вечный зов» существует столько лет. Думаю, его еще  долго будут смотреть. Не знаю, получил ли Михаил Кокшенов почетное звание заслуженного артиста, но у него на это было гораздо больше оснований, чем у тех актеров, которые в наше время получают звания, и происходит это налево и направо». 

Эти слова можно отнести и к нему самому. Он был настоящим интеллигентом, образованным человеком и режиссером, профессионалом высшей пробы. Одно время над ним и Усковым посмеивались: тогда считалось, что сериалы – нечто второсортное, а значит те, кто их снимают, режиссеры второго эшелона. Но теперь, когда мы видим вал серой кино и сериальной продукции, все время вспоминаем этих мастеров.

Конкурсные показы на «Киношоке» только начинаются. Представлять якутскую картину «Песни лета» Дмитрия Давыдова приехал якутский актер Николай Солдатов. Он давно на пенсии, всю жизнь был шофером-дальнобойщиком, но вот уже десять лет как снимается в якутском кино. Впервые он оказался на съемочной площадке фильма «Кута» у Степана Бурнашева. Все они, включая Дмитрия Давыдова, живут в одном улусе Амга. А Дмитрий до недавнего времени работал там учителем начальных классов, директором школы, пока не стал мировой знаменитостью и не ушел с головой в кино. 

Для якутской кинематографа Амга — настоящая Мекка. Николай Солдатов рассказал, что Дмитрий Давыдов, у которого он снимался еще в дебютном фильме «Костер на ветру», хочет организовать там киностудию. Давно пора – подрастает новое поколение кинематографистов. Еще  Солдатов рассказал «МК», что снимается в роли шамана у молодого режиссера и дебютанта из того же улуса. Многие на фестивале приняли его самого за шамана – с седыми волосами до плеч, пронзительным и цепким  взглядом. Волосы стричь ему нельзя — не разрешает режиссер, у которого снимается. Николай оказался стеснительным человеком, переживает, что будет говорить на пресс-конференции. На церемонии открытия  появился в колоритном национальном костюме. Николай рассказал «МК», что работает как актер в народном театре, а их в  Амге несколько. Там вообще какой-то кладезь талантов. Достаточно посмотреть якутские фильмы, чтобы в этом убедиться. 

«Песни лета» —  очень необычная картина. Вдали от людей живет старик, которого и сыграл Николай Солдатов. Ему очень хорошо на обочине жизни, тем более, что занятие есть – самогоноварение. На каникулы к нему приезжает внук, которому скучно вдали от людей, но происходят невероятные события, которые в обычной жизни невозможны, и тут уж не до скуки. Фильм снят в редком у нас жанре слэпстика, когда актеры работают карикатурно и комично, что требует большого мастерства и филигранности. Якутские непрофессиональные исполнители великолепно с этим справляются. 

— Была идея целиком сделать «Песни лета» на тарабарском языке, — рассказывает режиссер Дмитрий Давыдов. — Но я понял, что для нашего зрителя это будет слишком сложно. Теперь герои разговаривают на якутском языке. Мне хотелось сделать фильм-впечатления, так, чтобы возникало ощущение, что  плывешь на волнах истории и получаешь удовольствие. Но в процессе работы стало рождаться нечто другое на иносказательном уровне. Будет у «Песен лета» продолжение — хоррор «Граница», где наши лесные жители выступят в зловещем образе. А завершит трилогию «Ловец мух», где я буду полностью игнорировать желание зрителей смотреть удобное кино. Это будет очень жесткая история про смерть и возрождение человека. В третьем фильме хочу показать мир лесных жителей изнутри. В «Песнях лета» снимались молодые актера из Якутска и Москвы,  связанные с Якутией, мои земляки из Амги. Николай Солдатов и Ким Новиков работают со мной с первых моих картин, снимались в «Пугале», «Костре на ветру». Впервые на площадке я встретился с Дмитрием Юрченко – актер Русского театра Якутска.  

— Вы разговариваете со своими непрофессиональными  актерами? Что-то им объясняете?

— Стараюсь заранее ничего не объяснять, не вводить их в психологию персонажа. Во время  каста коротко по-мужски проговариваю самое важное, чтобы понять, на что актер способен. Я могу во время съемок персонажа и актера поменять. В «Песнях лета» я давал актерам больше свободы, чем в других своих картинах. Случалось, что мы не останавливали камеру и наблюдали за актерами, за тем, что с ними будет дальше. . 

— А если актер не понимает, чем вы вообще занимаетесь? Он все равно покорно выполняют поставленную вами задачу?

— Все актеры готовы были работать. Все было отлично. Со своими постоянными актерами вопросов вообще не было. Они делают то, что надо. Я впервые работал с русскоязычным профессиональным актером Дмитрием Юрченко. Мне было интересно, что  у нас получится. Он вошел в процесс, предлагал что-то свое. Все сложилось.  

— Фильм-то странный, не каждый его воспримет. Вы любую идею можете воплотить?

— Я не готов показывать бессмысленные кадры жестокости, секса и употребления мата. Я понимаю, что мои фильмы могут смотреть люди с разной психикой. У меня есть нравственные понятия. Как режиссер ты берешь на себя ответственность за то, что делаешь, и за каждое свое слово должен отвечать. Когда я вижу на экране неоправданные сцены, у меня возникает вопрос, о чем думал режиссер. . 

 Якутские «Песни лета», как и другие картины из России, Казахстана, Узбекистана, Ирана и даже Монголии (там экранизировали повесть Валентина Распутина «Последний срок»), оценит жюри под руководством кинорежиссера Сергея Снежкина. Многолетняя традиция назначать президентом жюри не кинематографиста, скажем, Андрея Битова или Романа Виктюка, как это было, в  последние несколько лет уже не существует. А фестиваль теперь ориентирован не столько на ближнее зарубежье, сколько на региональное кино. В конкурсе участвует «Тембот» ученицы Александра Сокурова из кабардино-балкарской мастерской, уроженки Нальчика Тины Мастафовой.  

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *